Статья "Ритуалы вхождения в сказку"


Ритуалы вхождения в сказку

Анцибор Елена Юрьевна

педагог-психолог МБДОУ № 101 «Солнышко», г. Братск Иркутской обл.



Сказкотерапия как метод психотерапевтического воздействия на ребёнка и как способ передачи знаний о жизни известен уже на протяжении многих веков. Смысл рассказываемой сказки, сюжетная линия, характеры героев и мораль сказочной истории всегда несли в себе ценностное нравственное значение, оказывающее влияние на сознание детей. Но просто прослушать сказку бывает недостаточно, ее необходимо «прожить»: проанализировать, прочувствовать, справиться с трудностями, оказать помощь нуждающемуся, ну и, конечно же, приобрести опыт, который поможет ребенку в реальной жизни при решении сложных жизненных задач.

Можно предложить следующие ритуалы вхождения в сказку:

1. На входе в комнату ставится большое зеркало. дети подходят к нему, смотрятся в него и произносят волшебные слова: «В зеркале я отражусь, где захочу — там окажусь», - после чего оказываются в комнате, где будет происходить занятие.

«Мы с вами благодаря волшебному зеркалу попали в страну под названием Фантазия. Кто из вас знает, что такое фантазия,  что значит фантазировать?

Да, это действительно удивительная страна. Она существует  потому, что мы мечтаем, фантазируем, воображаем. Стоит нам придумать что-то необычное, не существующее в мире, как оно сейчас же появляется в стране Фантазия и начинает жить своей жизнью. В этой стране живут все сказочные герои всех стран мира, все сны, все мечты различных людей и каждого из вас. Чем чаще мы мечтаем и фантазируем,  тем богаче мир страны Фантазии. Здесь могут сбыться все ваши желания, сколько бы вы их ни загадывали. Давайте с помощью своей фантазии оживим эту страну».

2. Чтобы попасть в волшебную страну, дети должны передать по кругу зажженную свечу так, чтобы она не погасла.

3. Попасть в сказку можно по одной из трех дорог.

Ведущий демонстрирует три дороги и рассказывает о каждой из них.

— Каждая из трех дорог приведет вас в сказку. Все дороги волшеб­ные, все они наделяют идущего силой, которая поднимается от ступ­ней и заполняет все тело.

Первая дорога — самая легкая, ровная и гладкая (на пол кладется шарф или аналогичный кусок ткани). Вторая дорога труднее: она состоит из кочек, и по ней надо не ид­ти, а прыгать, попадая точно в цель (на полу раскладываются кольца или кусочки ткани). Но эта дорога дает идущему по ней больше вол­шебной силы, чем первая.

Третья дорога — самая трудная. Она колючая и болезненная (рас­кладываются аппликаторы Кузнецова). Но зато и силу она дает огром­ную, гораздо больше, чем первые две.

Сейчас хорошенько подумайте, какую дорогу вам выбрать. Когда пойдете по своей дороге, слушайте, чувствуйте, как от ступней и до макушки ваше тело заполняется волшебной силой.

Дети по очереди идут по выбранной дороге, а ведущий отмечает для себя, кто какой путь избрал.

4. Силы на путешествие по сказке детям дарит волшебный цветок (ведущий демонстрирует красивый крупный цветок). «Посмотрите на этот цве­ток очень и очень внимательно и почувствуйте, как его красота и сила переходят в ваше тело: голову... шею... руки... грудь... живот... ноги. Вы наполнились волшебной силой и готовы к путешествию».

5. Дети могут прикоснуться к игрушке - герою сказки, который одарит их волшебной силой.

6. Перенести в сказку может ветер. (Ведущий включает запись шума ветра). Дети закрывают глаза, вслушиваются в шум ветра, ветер переносит их в сказку.

7. Ведущий дает каждому ребенку «секрет» (пуговица, камень, перстень, бусинка, ракушка и т. д.).

«Секрет» кладется в ладонь, и ребенок сразу зажимает кулачок.

Попробуйте догадаться на ощупь, что у вас в руке, но вслух не говорите: это секрет. Осторожно, не показывая другим, рассмотрите свой секрет. А сейчас попробуем описать секрет, не называя его. Один из вас будет описывать, а другие отгадывать. Например: круглый, блестящий, носят на пальце. Что это?

 Ваши «секреты» не простые, а волшебные. Они обладают тай­ной секретной силой. Кто такой «секрет» в руке подержит, тот и в сказ­ку легко войдет и обратно вернется живым и невредимым.

Осталось только закрыть глаза, поднести кулачок с «секретом» к сердцу и повернуться вокруг себя три раза. Вот мы и в сказке.

8. Дети закрывают глаза и ждут прикосновения феи. Тот, до кого она дотронется, сразу же садится на пол и ждет начала сказки. Ведущий включает тихую музыку, и фея мягко, нежно прикасается к каждому ребенку.

9. «Сегодня только тот попадет в сказку, кто сумеет перепрыгнуть через огненную реку (на полу ткань красного цвета).

Эта огненная река очень горячая, пламя поднимается высоко-вы­соко. Если вы хотите сами перепрыгнуть через реку, это очень хорошо. Но можно попросить помощи у волшебных героев или волшебных предметов».

(У ведущего на отдельном столе находятся игрушки и предметы: фея, волшебная палочка, конь, ковер-самолет, ступа Бабы-Яги, цветик-се­мицветик.)

10. Сегодня помогать нам в путешествии будет наше... сердце. Сердце  обладает невероятной силой, если оно доброе, любящее, доверчивое и радостное. Я думаю, что у каждого из вас такое сердце.

А теперь положите правую ладонь себе на грудь, закройте глаза и  тихо-тихо послушайте, как бьется ваше горячее доброе сердце...

Попросите свое сердце дать вам силу для путешествия по сказке. Молча, про себя... Получилось? Молодцы. Поблагодарите свое сердце»

11. Вам необходимо надеть на правый мизинец волшебный пер­стень и пожелать очутиться в сказке. И ваше желание сбудется.

Дети закрывают глаза, «надевают» перстень, произносят: «Хочу оказаться в сказке», затем поворачиваются три раза вокруг себя и от­крывают глаза.

12. Волшебную силу, необходимую для путешествия, нам дадут колокольчики. Расслабьтесь, закройте глаза и слушайте перезвон. Чем внимательнее вы будете слушать, тем больше силы получите.

13. «Сегодня в сказку нас перенесет живой огонек. Огонь умеет тво­рить чудеса: если смотреть на него не отрываясь, то переносишься, куда захочешь».

Ведущий зажигает свечу, и дети пристально смотрят на пламя. Ве­дущий просит не моргать, не отводить взгляд от огня, даже если это немного трудно, и слушать ощущения в глазах.

Спустя некоторое время, ведущий задает вопросы.

— Что чувствуют ваши глазки? (тепло, покалывание, болезнен­ность, увлажненность: навернулись слезинки, жжение и т. д.).

Вот мы и в сказке. Тихим голосом, шепотом поблагодарим чудес­ный огонек за помощь.



Ритуал выхода из сказки такой же, как и ритуал входа. Это очень важно для того, чтобы ребенок смог приобретенный в сказке опыт взять с собой в реальную жизнь.



Литература:

1. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. СПб.: Речь, 2000.

2. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Формы и методы работы со сказками. СПб.: Речь, 2006.

3. Черняева С.А. Психотерапевтические сказки и игры. СПб.: Речь, 2002.







Комментариев нет:

Отправить комментарий