Положение о службе практической психологии в системе образования г. Братска



I.                ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.       Психологическая служба образования является структурной организационной подсистемой системы образования г. Братска в состав которой входят педагоги-психологи муниципальных образовательных учреждений всех типов, в том числе психолого-медико-педагогической комиссии, дошкольных образовательных учреждений, средних общеобразовательных школ, гимназии, лицеев, специальных (коррекционных) школ, вечерней (сменной) школы, центров образования, учреждений дополнительного образования, детского дома.

2.       В своей деятельности психологическая служба руководствуется международными актами в области защиты прав детей, законом Российской Федерации «Об образовании», «Положением о службе практической психологии в системе Министерства образования РФ» (1999 г.), «Положением о службе практической психологии в системе образования Иркутской области» (2003 г.), настоящим Положением.

3.       Деятельность психологической службы финансируется за счет бюджета образования муниципалитета, за счет целевых средств учредителей — государственных органов управления образованием, городского органа управления образованием, а также за счет внебюджетных средств и частных лиц.

4.        Психологическая служба оказывает содействие образовательному учреждению в создании условий, которые обеспечивают позитивное развитие личности всех участников образовательного процесса развитие творческих способностей воспитанников (учащихся), созданию позитивной мотивации к обучению, а также определению психологических причин нарушения личностного и социального развития и профилактики условий возникновения подобных нарушений.

5.       Научно - методическое обеспечение деятельности Службы осуществляется научными учреждениями, подразделениями ВУЗов, органами управления образованием, а также научными Учреждениями РАН, РАО.

II. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ

1.  Цели:
·       содействие администрации и педагогическим коллективам образовательных учреждений всех типов в создании социальной ситуации развития, соответствующей индивидуальности обучающихся, воспитанников и обеспечивающей психологические условия для охраны здоровья и развития личности обучающихся, воспитанников, их родителей (законных представителей), педагогических работников и всех других участников образовательного процесса;
·       оказание помощи обучающимся, воспитанникам образовательных учреждений в определении своих возможностей, исходя из способностей, склонностей, интересов, состояния здоровья;
·       содействие педагогическим работникам, родителям (законным представителям) в воспитании обучающихся и воспитанников, а также формировании у них принципов взаимопомощи, толерантности, милосердия, ответственности и уверенности в себе, способности к активному социальному взаимодействию без ущемления прав и свобод другой личности;
·       содействие в приобретении обучающимися и воспитанниками образовательных учреждений психологических знаний, умений и навыков, необходимых для получения профессии, развития карьеры, достижения успеха в жизни.
Задачи:
§  психологический анализ социальной ситуации развития в образовательных учреждениях, выявление основных проблем и определение причин их возникновения, путей и средств их разрешения;
§  содействие личностному и интеллектуальному развитию обучающихся на каждом возрастном этапе развития;
§  формирование у обучающихся способности к самоопределению и саморазвитию;
§  повышение психологической культуры педагогических коллективов и каждого педагога в отдельности, содействие педагогическому коллективу в гармонизации соцнально-психологического климата в образовательных учреждениях;
§  психологическое обеспечение образовательных программ с целью адаптации их содержания и способов освоения к интеллектуальным и личностным возможностям и особенностям обучающихся;
§  профилактика и преодоление отклонений в социальном и психологическом здоровье и развитии обучающихся;
§  участие в комплексной психолого-педагогической экспертизе профессиональной деятельности специалистов образовательных учреждений, образовательных программ и проектов, учебно-методических пособий, проводимой по инициативе Департамента образования или отдельных образовательных учреждений;
§  участие совместно с Департаментом образования и педагогическими коллективами образовательных учреждений в подготовке и создании психолого-педагогических условий преемственности в процессе непрерывного образования;
§  содействие распространению и внедрению в практику образовательных учреждений достижений в области отечественной и зарубежной психологии;
§  содействие в обеспечении деятельности педагогических работников образовательных учреждений научно-методическими материалами и разработками в области психологии:
§  психологическое консультирование всех участников образовательного процесса в индивидуальном или групповом режиме.


III. СТРУКТУРА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ

Структурные звенья психологической службы предусмотрены в каждом типе образовательных учреждений т. Братска.
Структура психологической службы предусматривает административное подчинение по вертикали и состоит из следующих звеньев:
§  образовательные учреждения различных типов - первичные звенья.
§  Муниципальная психолого-медико-педагогическая комиссия –  координационно-методическое звено
§  Департамент образования администрации г. Братска – управленческое звено.

IY ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ

1.  Назначение на должность педагога-психолога, а также руководителя психологической службы, определяется на основании документов об образовании (диплом высшего учебного заведения по специальности «психология») и стажа профессиональной деятельности.

2.  Первичная помощь участникам образовательного процесса в образовательных учреждениях всех типов оказывается педагогами-психологами или группой специалистов с участием психолога.

3.  Специализированная помощь участникам образовательного процесса, а также содействие в профессиональной деятельности педагогов-психологов образовательных учреждений всех типов оказывается Муниципальной психолого-медико-педагогической комиссией.

4.  Психологическая служба работает в тесном контакте с учреждениями здравоохранения, органами опеки и попечительства, органами МВД и прокуратуры, общественными организациями, оказывающими образовательному учреждению помощь в воспитании и развитии детей.

5.  Количество сотрудников первичных звеньев службы определяется образовательными учреждениями по необходимости, но не менее 1 ставки психолога на каждое образовательное учреждение. А в учреждениях, имеющих более 500 учащихся (воспитанников) — целесообразно введение не менее 2 (двух) ставок.

6.  Норма на одного психолога составляет 500 человек из числа всех участников образовательного процесса (учащиеся, родители, педагоги образовательных учреждений).

7.  Оплата труда педагогов-психологов устанавливается на основе ЕТС (с 9 по 14 разряд) в соответствии с действующим законодательством.

8.  Очередной оплачиваемый отпуск педагогам-психологам всех видов образовательных учреждений устанавливается согласно Постановлению Правительства РФ от 01.10.2002 г.. № 724
9.  Практический психолог учреждении образования имеет 36-часовую рабочую неделю (согласно Приказу Главного управления общего и профессионального образования г. Иркутска от 29.10.2003 г. № 1431; Приказа Департамента образования г. Братска от 07.09.04 г. № 670 «0 режиме рабочего времени педагогов-психологов образовательных учреждений»), с учетом:
• выполнения индивидуальной и групповой диагностической, коррекционно-развивающей, консультативной, профилактической, просветительской и других видов работы непосредственно с участниками образовательного процесса в пределах не менее половины недельной продолжительности их рабочего времени;
• подготовки к индивидуальной и групповой диагностической, коррекционно-развивающей, консультативной, профилактической, просветительской работе, обработки, анализа и обобщения полученных результатов, заполнения отчетной документации, а также повышение своей квалификации. Выполнение указанной работы педагогом-психологом может осуществляться как непосредственно в образовательном учреждении, так и за его пределами.

10. Согласно Приказу Департамента образования г. Братска от 07.09.04 г. № 670, для повышения профессиональной квалификации педагогов-психологов (участие в мероприятиях психологической службы Департамента образования, методических объединениях, работу в библиотеках ГИМНЦ и ЦПП) выделяется один рабочий день в неделю — среда.

11. Функциональные обязанности, почасовой режим работы и количество присутственных дней определяются трудовым договором (должностными обязанностями) между администрацией образовательных учреждений и педагогом-психологом, трудовой договор (должностные обязанности) заключается в письменной форме в 2-х экземплярах.





Y. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛУЖБЫ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
К основным направлениям деятельности службы относятся:
1.     Психологическое просвещение — формирование у обучающихся и их родителей, у педагогических работников и руководителей образовательных учреждений потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития; создания условий для полноценного личностного развития и самоопределения учащихся, а также своевременного предупреждения возможных нарушений в становлении личности и развитии интеллекта.
2.     Психологическая профилактика — предупреждение возникновения явлений дезадаптации обучающихся в образовательных учреждениях, разработка конкретных рекомендаций педагогическим работникам, родителям по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития.
3.     Психологическая диагностика — углубленное психолого-педагогическое изучение обучающихся на протяжении всего периода обучения, определение индивидуальных особенностей и склонностей личности, ее потенциальных возможностей в процессе обучения и воспитания, в профессиональном самоопределении, а также выявление причин и механизмов нарушений в обучении, развитии, социальной адаптации. Психологическая диагностика проводится как в индивидуальной, так и в групповой формах.
4.     Психологическая коррекционная и развивающая работа — активное воздействие на процесс формирования личности в детском возрасте и сохранение ее индивидуальности, осуществляемое на основе совместной деятельности психологов, педагогов, дефектологов, логопедов, врачей социальных педагогов и других специалистов; развитие способностей и наклонностей детей по специальным развивающим программам.
5.     Консультативная деятельность – оказание помощи обучающимся, воспитанникам, их родителям (законным представителям), педагогическим работникам и другим участникам образовательного процесса в вопросах развития, воспитания и обучения посредством специально организованных способов психологического консультирования.
6.     Методическая деятельность — оказание психологической и методической помощи педагогическим работникам (участие в семинарах, конференциях, совещаниях, консилиумах, супервизиях и других мероприятиях различного уровня); повышение профессионального уровня через курсы повышения квалификации, работу методических объединений и изучение передового опыта педагогов-психологов; изучение новейшей психологической литературы.


YI. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ

1.            Деятельность психологической службы обеспечивается Департаментом образования администрации г. Братска.

2.            Департамент образования содействует созданию и функционированию методических объединений педагогов-психологов, повышению уровня квалификации педагогов-психологов через курсовую подготовку, проведение семинаров, конкурсов и т.п.

3.            Администрация образовательных учреждений организует проведение регулярного мониторинга состояния и развития психологической службы в данном образовательном учреждении для принятия необходимых организационно-методических мер и совершенствования психологического обеспечения образования.

4.            Департамент образования (психолого-медико-педагогическая комиссия) организует проведение регулярного мониторинга состояния и развития психологической службы системы образования для принятия необходимых организационно-методических мер и совершенствования психологического обеспечения образования.

5.            Образовательные учреждения вводят в школьный компонент учебных планов курсы по психологии при наличии разработанных программ.

































Комментариев нет:

Отправить комментарий