I.
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Психологическая служба образования является
структурной организационной подсистемой системы образования г. Братска в состав
которой входят педагоги-психологи муниципальных образовательных учреждений всех
типов, в том числе психолого-медико-педагогической комиссии, дошкольных
образовательных учреждений, средних общеобразовательных школ, гимназии, лицеев,
специальных (коррекционных) школ, вечерней (сменной) школы, центров
образования, учреждений дополнительного образования, детского дома.
2. В своей деятельности психологическая служба
руководствуется международными актами в области защиты прав детей, законом
Российской Федерации «Об образовании», «Положением о службе практической
психологии в системе Министерства образования РФ» (1999 г .), «Положением о службе
практической психологии в системе образования Иркутской области» (2003 г .), настоящим
Положением.
3. Деятельность психологической службы финансируется за
счет бюджета образования муниципалитета, за счет целевых средств учредителей —
государственных органов управления образованием, городского органа управления
образованием, а также за счет внебюджетных средств и частных лиц.
4. Психологическая
служба оказывает содействие образовательному учреждению в создании условий,
которые обеспечивают позитивное развитие личности всех участников
образовательного процесса развитие творческих способностей воспитанников
(учащихся), созданию позитивной мотивации к обучению, а также определению
психологических причин нарушения личностного и социального развития и
профилактики условий возникновения подобных нарушений.
5. Научно - методическое обеспечение деятельности Службы осуществляется
научными учреждениями, подразделениями ВУЗов, органами управления образованием,
а также научными Учреждениями РАН, РАО.
II. ЦЕЛИ И
ЗАДАЧИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ
1. Цели:
· содействие администрации и педагогическим коллективам
образовательных учреждений всех типов в создании социальной ситуации развития,
соответствующей индивидуальности обучающихся, воспитанников и обеспечивающей
психологические условия для охраны здоровья и развития личности обучающихся,
воспитанников, их родителей (законных представителей), педагогических
работников и всех других участников образовательного процесса;
· оказание помощи обучающимся, воспитанникам образовательных
учреждений в определении своих возможностей, исходя из способностей,
склонностей, интересов, состояния здоровья;
· содействие педагогическим работникам, родителям
(законным представителям) в воспитании обучающихся и воспитанников, а также
формировании у них принципов взаимопомощи, толерантности, милосердия, ответственности
и уверенности в себе, способности к активному социальному взаимодействию без
ущемления прав и свобод другой личности;
· содействие в приобретении обучающимися и
воспитанниками образовательных учреждений психологических знаний, умений и
навыков, необходимых для получения профессии, развития карьеры, достижения
успеха в жизни.
Задачи:
§ психологический анализ социальной ситуации развития в
образовательных учреждениях, выявление основных проблем и определение причин их
возникновения, путей и средств их разрешения;
§ содействие личностному и интеллектуальному развитию
обучающихся на каждом возрастном этапе развития;
§ формирование у обучающихся способности к самоопределению
и саморазвитию;
§ повышение психологической культуры педагогических
коллективов и каждого педагога в отдельности, содействие педагогическому
коллективу в гармонизации соцнально-психологического климата в образовательных
учреждениях;
§ психологическое обеспечение образовательных программ с
целью адаптации их содержания и способов освоения к интеллектуальным и
личностным возможностям и особенностям обучающихся;
§ профилактика и преодоление отклонений в социальном и
психологическом здоровье и развитии обучающихся;
§ участие в комплексной психолого-педагогической
экспертизе профессиональной деятельности специалистов образовательных
учреждений, образовательных программ и проектов, учебно-методических пособий,
проводимой по инициативе Департамента образования или отдельных образовательных
учреждений;
§ участие совместно с Департаментом образования и
педагогическими коллективами образовательных учреждений в подготовке и создании
психолого-педагогических условий преемственности в процессе непрерывного
образования;
§ содействие распространению и внедрению в практику
образовательных учреждений достижений в области отечественной и зарубежной
психологии;
§ содействие в обеспечении деятельности педагогических
работников образовательных учреждений научно-методическими материалами и
разработками в области психологии:
§ психологическое консультирование всех участников образовательного
процесса в индивидуальном или групповом режиме.
III. СТРУКТУРА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ
Структурные звенья психологической службы предусмотрены
в каждом типе образовательных учреждений т. Братска.
Структура психологической службы предусматривает
административное подчинение по вертикали и состоит из следующих звеньев:
§ образовательные учреждения различных типов - первичные
звенья.
§ Муниципальная психолого-медико-педагогическая комиссия
– координационно-методическое звено
§ Департамент образования администрации г. Братска – управленческое
звено.
IY ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ
1. Назначение на должность педагога-психолога, а также
руководителя психологической службы, определяется на основании документов об
образовании (диплом высшего учебного заведения по специальности «психология») и
стажа профессиональной деятельности.
2. Первичная помощь участникам образовательного процесса
в образовательных учреждениях всех типов оказывается педагогами-психологами или
группой специалистов с участием психолога.
3. Специализированная помощь участникам образовательного
процесса, а также содействие в профессиональной деятельности педагогов-психологов
образовательных учреждений всех типов оказывается Муниципальной
психолого-медико-педагогической комиссией.
4. Психологическая служба работает в тесном контакте с
учреждениями здравоохранения, органами опеки и попечительства, органами МВД и
прокуратуры, общественными организациями, оказывающими образовательному учреждению
помощь в воспитании и развитии детей.
5. Количество сотрудников первичных звеньев службы
определяется образовательными учреждениями по необходимости, но не менее 1
ставки психолога на каждое образовательное учреждение. А в учреждениях, имеющих
более 500 учащихся (воспитанников) — целесообразно введение не менее 2 (двух)
ставок.
6. Норма на одного психолога составляет 500 человек из
числа всех участников образовательного процесса (учащиеся, родители, педагоги
образовательных учреждений).
7. Оплата труда педагогов-психологов устанавливается на
основе ЕТС (с 9 по 14 разряд) в соответствии с действующим законодательством.
8. Очередной оплачиваемый отпуск педагогам-психологам
всех видов образовательных учреждений устанавливается согласно Постановлению
Правительства РФ от 01.10.2002 г.. № 724
9. Практический психолог учреждении образования имеет 36-часовую
рабочую неделю (согласно Приказу Главного управления общего и профессионального
образования г. Иркутска от 29.10.2003 г. № 1431; Приказа Департамента
образования г. Братска от 07.09.04 г. № 670 «0 режиме рабочего времени
педагогов-психологов образовательных учреждений»), с учетом:
• выполнения индивидуальной и групповой
диагностической, коррекционно-развивающей, консультативной, профилактической,
просветительской и других видов работы непосредственно с участниками
образовательного процесса в пределах не менее половины недельной
продолжительности их рабочего времени;
• подготовки к индивидуальной и групповой
диагностической, коррекционно-развивающей, консультативной, профилактической,
просветительской работе, обработки, анализа и обобщения полученных результатов,
заполнения отчетной документации, а также повышение своей квалификации.
Выполнение указанной работы педагогом-психологом может осуществляться как
непосредственно в образовательном учреждении, так и за его пределами.
10. Согласно
Приказу Департамента образования г. Братска от 07.09.04 г. № 670, для повышения
профессиональной квалификации педагогов-психологов (участие в мероприятиях
психологической службы Департамента образования, методических объединениях,
работу в библиотеках ГИМНЦ и ЦПП) выделяется один рабочий день в неделю —
среда.
11.
Функциональные обязанности, почасовой режим работы и количество присутственных
дней определяются трудовым договором (должностными обязанностями) между администрацией
образовательных учреждений и педагогом-психологом, трудовой договор
(должностные обязанности) заключается в письменной форме в 2-х экземплярах.
Y. ОСНОВНЫЕ
НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛУЖБЫ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
К основным направлениям деятельности службы относятся:
1. Психологическое просвещение — формирование у обучающихся и их родителей, у педагогических
работников и руководителей образовательных учреждений потребности в психологических
знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития; создания
условий для полноценного личностного развития и самоопределения учащихся, а
также своевременного предупреждения возможных нарушений в становлении личности
и развитии интеллекта.
2. Психологическая профилактика — предупреждение возникновения явлений дезадаптации
обучающихся в образовательных учреждениях, разработка конкретных рекомендаций
педагогическим работникам, родителям по оказанию помощи в вопросах воспитания,
обучения и развития.
3. Психологическая диагностика — углубленное психолого-педагогическое изучение
обучающихся на протяжении всего периода обучения, определение индивидуальных
особенностей и склонностей личности, ее потенциальных возможностей в процессе
обучения и воспитания, в профессиональном самоопределении, а также выявление
причин и механизмов нарушений в обучении, развитии, социальной адаптации.
Психологическая диагностика проводится как в индивидуальной, так и в групповой
формах.
4. Психологическая коррекционная и развивающая работа — активное воздействие на процесс формирования личности
в детском возрасте и сохранение ее индивидуальности, осуществляемое на основе
совместной деятельности психологов, педагогов, дефектологов, логопедов, врачей
социальных педагогов и других специалистов; развитие способностей и наклонностей
детей по специальным развивающим программам.
5. Консультативная деятельность – оказание помощи обучающимся, воспитанникам, их
родителям (законным представителям), педагогическим работникам и другим
участникам образовательного процесса в вопросах развития, воспитания и обучения
посредством специально организованных способов психологического
консультирования.
6. Методическая деятельность — оказание психологической и методической помощи
педагогическим работникам (участие в семинарах, конференциях, совещаниях,
консилиумах, супервизиях и других мероприятиях различного уровня); повышение
профессионального уровня через курсы повышения квалификации, работу методических
объединений и изучение передового опыта педагогов-психологов; изучение новейшей
психологической литературы.
YI.
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ
1.
Деятельность
психологической службы обеспечивается Департаментом образования администрации
г. Братска.
2.
Департамент
образования содействует созданию и функционированию методических объединений
педагогов-психологов, повышению уровня квалификации педагогов-психологов через
курсовую подготовку, проведение семинаров, конкурсов и т.п.
3.
Администрация
образовательных учреждений организует проведение регулярного мониторинга состояния
и развития психологической службы в данном образовательном учреждении для
принятия необходимых организационно-методических мер и совершенствования
психологического обеспечения образования.
4.
Департамент
образования (психолого-медико-педагогическая комиссия) организует проведение
регулярного мониторинга состояния и развития психологической службы системы
образования для принятия необходимых организационно-методических мер и совершенствования
психологического обеспечения образования.
5.
Образовательные
учреждения вводят в школьный компонент учебных планов курсы по психологии при
наличии разработанных программ.
Комментариев нет:
Отправить комментарий