Выступление "Проявление тревожности у детей с особыми образовательными потребностями"


С окончанием детского сада у ребенка начинается в жизни новый этап. Большинство детей хотят идти в школу. Это желание обусловлено как чисто внешней привлекательностью школьной жизни со всей ее атрибутикой, так и получением нового статуса, желанием осознать себя взрослым.
Есть дети осознанно не желающие учиться в школе. Зачастую это нежелание вызвано школьной тревожностью. Причем  сам ребенок может даже не сказать, что его тревожит, потому что не понятно, как об этом говорить. Не все дети дошкольного возраста могут выразить словесно то, что их волнует или тревожит, тем более, что представления о школе для них достаточно туманны. В последнее время появилось много детей с неврологическими диагнозами. Так, например, у ребенка повышенная утомляемость и дефицит внимания. Ему сложно высидеть занятие от начала до конца, а уж следить за объяснениями педагога – почти невозможно,  потому что все силы уходят на то, чтобы сидеть смирно, не крутиться и не мешать остальным.
Есть дети, которым сложно следить за движущимся предметом или объектом. Это свойственно гиперактивным детям, а также детям, имеющим так называемый нистагм глаз. То есть, если ребенка попросить следить за кончиком ручки, не поворачивая головы, при этом медленно и плавно водить предметом из стороны в сторону и сверху вниз - взгляд ребёнка должен следовать за предметом непрерывно. Если взгляд как бы «прыгает», возможно, это нистагм.
Кроме того, у ребёнка может быть сужено поле зрения. В этом случае он будет видеть только то, что находится непосредственно перед ним. Деткам, у которых есть такие сложности, тяжело следить за педагогом, которая, объясняя что-то, перемещается по группе. Такой ребенок теряет нить повествования, его восприятие обрывочно.
Сейчас очень много детей с логопедическими диагнозами. Конечно, важно, чтобы ребёнок красиво и чисто говорил. И не только с эстетической точки зрения. Ведь когда малыш учится писать, он сам себе диктует то, что он пишет. Представляете, что он напишет, если у него проблемы с произношением, и он путает звуки, близкие по артикуляции?
А теперь давайте попробуем представить себе ребенка, который имеет всю вышеперечисленную  симптоматику.
Итак, идет занятие. Сил заниматься нет никаких, прошло уже 10-15 минут от начала занятия, заряд кончился. Значит, он либо распластался по столу, либо вертится, всё роняет, отвлекается. Даже если он пытается сосредоточиться и следить за учительницей, у него это плохо получается, так как, не успел он на ней сфокусироваться, как она уже на другом конце доски.
Только на зрительное отслеживание уходит много сил. А ведь она ещё и что-то говорит. Вот только что? Если фонематический слух у него «в провале». Значит слышит он… никто не знает, что он слышит. Возможно, нечто нечленораздельное. В недалеком будущем это сильно отразится на письме.
В подготовительной группе дети учатся работать в тетрадях, пишут элементы букв. Формирование навыков письма – это достаточно сложный процесс.  В 6 лет мелкие мышцы руки, участвующие в акте письма еще недостаточно развиты. Поэтому рука у ребенка быстро устает и начинает болеть. Значит, ко всем его бедам добавляется боль и невозможность быстро писать. Все силы и внимание будут уходить уже не на отслеживание качества написанного, а на то, чтобы скорее записать. То, что уже написано, будет отличаться неразборчивостью, плохим почерком, неаккуратностью.
Теперь, внимание! Как вы думаете, какие будут методы коррекции? Да, конечно, его отругают за плохой почерк, невнимательность и прочее. Потом его заставят писать одно и то же много раз, дабы исправить плохой почерк.
Поможет это, как вы думаете? Конечно, нет. Эти методы только усугубят проблемы, так как спазм в руке усилится, утомляемость тоже останется при нём. А уж про фонематический слух, концентрацию внимания  и прочие проблемы никто и не вспомнит даже. То есть, ситуация будет усугубляться с каждым днём.
Ребёнок, на которого все постоянно ругаются, который вечно ничего не успевает, и у которого постоянно ничего не получается, чувствует себя, прямо скажем, не очень.
К тому же, что он совершенно не понимает, как повлиять на ситуацию. Пробует взрослым объяснить причину, а в ответ слышит: «ты просто ленишься» и «ты совсем не стараешься». Это из наиболее приемлемого.
То есть, в какой-то момент ребёнок понимает, что на взрослых он рассчитывать не может, и дистанцируется. Формирование школьной мотивации тормозится - ну сколько можно заниматься бесполезным делом?!  В дошкольном возрасте  дети очень ориентированы на оценки друг друга и мнение взрослых. Поэтому, если у ребенка что-то не получается и его за это ругают, такой ребёнок очень быстро скатывается вниз по иерархической лестнице.
Я проводила опрос «Школа глазами детей и родителей».  Дети выбирали один из двух лепестков: синий – если ребенок перед школой не волнуется, а красный – если волнуется и просила объяснить, чем вызваны эти волнения.
Ответы были  такие:
- Волнуюсь, потому что никогда не был в школе;
- Я стеснительная;
- Вдруг я буду получать двойки;
- Я боюсь, что будут злые учителя;
- Боюсь, что не все получится;
- Там долго сидеть надо и каждый день туда ходить;
- Я боюсь подходить к доске и получить двойку;
- Боюсь, что будут сложные уроки.

Родители тоже выбирали лепестки: красный – если имеется тревожность по поводу предстоящего школьного обучения; синий – если уверен, что не будет никаких трудностей.
Ответы родителей на красных лепестках:
- не уверенность ребенка;
- не внимательность;
- тревожит, как освоится в новом коллективе;
- зажатая, застенчивая;
- рассеянный;
- ленивый;
- не усидчивый;
- стеснительная
Синие лепестки:
- самостоятельный, любознательный, много знающий о школе;
- хорошо развитый ребенок;
- всесторонне-развитый;
- старательный, активный, усердный, смышленый;
- все схватывает на лету.




Комментариев нет:

Отправить комментарий